felix-felicis
Я стеклянный сосуд со свечою внутри (с)
Когда-то Мир пребывал в изначальном состоянии абсолютной недифференцированности. Находится в непроявленной зачаточной форме. Материя не была разделена с духом, космическое сознание спало, растворенное в бессознательном. Все было целостно и абсолютно однородно.

С теологической точки зрения, в этом состоянии Бог обладает тремя характеристиками: сат-чит-ананда, бытиё, знание и блаженство. Три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано майей (иллюзией). На самом-то деле жить, обладать знанием и ощущать блаженство одно и тоже.

Чаще этот божественный абсолют называют Брахманом. Шиваиты помещают на это место Парамашиву (изначального Шиву). Это состояние можно сравнить и с физической сингулярностью, что предшествовала большому взрыву, и с еврейским понятием айн соф (форма "негативного бытия" бога, этих форм три - Айн (Ничто), Айн Соф (Безграничное), Айн Соф Аур (Безграничный свет).

И в какой-то момент это абсолютное сознание задалось всего одним вопросом - "Что Я такое?". Тут автор немного фантазирует. Но вся картина "раскрытия" мира по санкхье удивительно напоминает психологический опыт становления личности или же ... пробуждения ото сна. То, что стало происходить со вселенной дальше, может быть объяснено именно этим вопросом. Думается, вопрос до сих пор открытый и с течением времен проясняется.

Задавшись целью Абсолют обнаруживает в себе Духовное начало(=Пурушу) и Материю (=Пракрити) - Шиву и его жену Шакти, Брахму и богиню иллюзий Майю. (Инь и Янь. Сера и Ртуть, Дух и Природа)
«И дух божий парил над водами» Книга Бытия 1:2!
А дальше начался танец творения. Танец Пракрити перед Пурушей, которым создается Мир.



Ступени творения, этапы творения (= таттвы) можно начинать считать с этого момента. Всего их 25.
1) Первой ступенью является Дух или Пуруша. Духовное начало в этом космосе является пассивным и стабильным, не претерпевающим изменения, но именно оно порождает и инициирует всё дальнейшее безобразие. Оно - субъект (Познающий), когда всё порожденное Природой (=Материей =Пракрити) это объект (Познаваемое). Дух - созерцатель развертывающейся Игры Материи, которую сам он и затеял, что бы понять себя, ведь Материя является отражением Духа. Только вот зеркало кривое..
Термин Атман тождественен Пуруше.

2) Второй ступенью является сама Пракрити, для точности это Идея-о-материи (индийская философия, в отличии от западной, вообще не противопоставляет материю и идею, как видите - это разные этапы существования. Как проект задуманный и проект выполненный; противопоставление идет Сознания и Бессознательного, Духа и Природы). Пуруша, привлекая взаимодействуя с (примагничивая) Пракрити, провоцирует ее изменения и "огрубение". Оформление Идеи в физическую Материю.
Пуруша обладает сознанием, тогда как Пракрити - бессознательна. Пуруша неизменен, а Пракрити - динамическое начало, порождающее бесконечные формы. Женское начало, заметим. Мужское начало это пассивный наблюдатель-Дух.

3) Итак, Дух инициирует развитие прото-материи. Первое, что появляется в природе под влиянием духа это Буддхи = Мировоззрение (другой термин для этой таттвы - Махат, великий). Это точка обзора в пространстве (буддхи употребляется в смысле основы интеллекта каждого индивида). Функциями буддхи являются выяснение и принятие решения. Это третья ступень творения, третья таттва.

4) Четвертая таттва это Ахамкара - или "ощущение я-есть". Это та часть "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". Оцущение личностной тождественности, ощущение границ собственной сущности. Не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой. Функционирование Ахамкары невозможно без Дживы - или индивидуальной Души, которая является частью Мировой Души. Как отросток от Пуруши, Джива проникает в каждую отдельную сущность.

А теперь слайды метафора!
Процесс возникновения индивидуального самоосознания видится мне идентичным включению проектора. Есть некая картинка в компьютере, кадр на кинопленке - это Пракрити. Есть проектор, некий аппарат, та точка в пространстве откуда будет исходить эта картинка - это Буддхи. Есть лампочка - тот свет, без которого проектор просто не будет работать - это Пуруша. И вот - проектор включают! Тот свет, что успел смешаться с проекцией картинки - это Джива. А та картинка, что освещается лампочкой, что освещается лампочкой и есть Ахамкара. Падая на белый экран материя огрубевает полностью.




Ахамкара это наше тело судьбы. Буддхи - тело мировоззрения.

Как в изначальном спектре имеется только три цвета, а все остальные рождаются при их смешении, так и Ахамкара прядется из трех гун - Саттвы, Раджаса и Тамаса.

5) Я уже упоминала, что из гуны Саттва вырастает наш Ум (=Манас) или способность к анализу информации. Манас это пятая таттва. Сознание покоится в Буддхи, освещенном Дживой, так что Манас это лишь анализатор, прообраз нашего мозга (Тут придется отвлечься от метафоры с проектором, потому что процесс заковыристей :) Юнгианский термин Психэ относится к Манасу.



Естественным образом из Ума вырастают чувства восприятия и чувства действий (10 индрий) - каналы входа и выхода информации. И мозг начинает познавать... Процесс этот чрезвычайно динамичный и пространственный.

Итак, мы внутри Ахамкары, которая как мешок-сетка связанная тремя нитями-гунами (поймавшая в себя дживу).
Сущность, эфира из которого состоит гуна Саттва, это звук. Поэтому первым делом наш Ум начинает слышать, выпустив, как щупальце, индрию слуха. Воспринимает он не сам Эфир, а "свойство звучания" (=танматру звука, непроявленный звук, рецептор, зацепившись за который индрия Слышит). Это "свойство" эфиру придает гуна Тамас, из которой исходят все остальные танматры (свойства ил прообразы физических элементов, физической грубой реальности и нашего анатомического тела). Энергию для процесса дает гуна Раджас.



Дальше, к свойству звучания прибавляется свойство осязания (танматра плюс танматра) рождается воздух. И тянется к этому индрия осязания и познает воздух. Три танматры формируют элемент огня (слышим, осязаем и зрим), четыре - воду (слышима, осязаема, зрима, обладает вкусом), пять танматр образуют землю (плюс свойство запаха).



К каждый элемент распознает своя индрия и после распознавания развивается соответсвующая индрия "отдачи информации".

Далее происходит целый каскад таттв.
6) Эфир (=Звук) "Сначала было слово"
7) Свойство слышимости
8) Индрия слуха
9) Индрия голоса

10) +Свойство осязания
11) Воздух
12) Индрия осязания
13) Индрия отвечающая за действия рук

14) +Свойство видимости
15) Огонь
16) Индрия зрения
17) Индрия отвечающая за действия ног

18) +Свойство вкуса
19) Вода
20) Индрия вкуса
21) Индрия отвечающая за либидо

22) +Свойство запаха
23) Земля
24) Индрия обоняния
25) Индрия отвечающая за выделительные системы организма

Таковы ступени сотворения мира и становления психики по санкхье.
Все очень красиво получается, если отбросить сложные слова и оставить психологию.

Сначала был Дух, он задался вопросом что он такое и создал Природу как отражение себя. Он стал смотреть в нее. И когда появился угол обзора, точка зрения - появилось ощущение Я-есть-тот-кто-смотрю. И тогда появилось желание узнать то, на что Дух смотрит. Появился Ум, органы восприятия и органы действия. И Ум стал познавать. И узнал он что может слышать и говорить, чувствовать окружающее и хватать окружающее, видеть окружающее и убегать от окружающего, чувствовать вкус и воспроизводиться, чувствует запах и имеет выделительную систему. Просыпаешь ты такой утром - и вся боль мира обрушивается на органы чувств так же поэтапно. А потом топаешь в туалет...

Интересно, что вся эта система развертываясь имеет обратную связь и пережитый опыт оседает в Буддхи. Очевидно, что пока завороженный Пуруша не насмотрится на себя и не поймет себя, не выплавит себя - то душа не освободится из сетей гунн, от иллюзий Майи и материальный тюрьмы. Или - пока не наиграется в удовольствие.

“этот мир, являющийся соединением пяти элементов, служит для использования его кем-то другим; это приятное тело, состоящее из интеллекта и остального, создано для наслаждения я” Гаудапада