felix-felicis
Я стеклянный сосуд со свечою внутри (с)
Слава апурва вайдье (несравненному целителю), который разрушил без остатка (все) болезни, такие как рага (страсть) и другие, сопутствующие телу и распространяющиеся в нём, вызывающие оутшукья (тревогу), моха (заблуждение) и арати (беспокойство).

1. Теперь мы изложим главу Аюшкамия (стремление к долгой жизни) - так сказал Атрея и остальные мудрецы.

Комментарий. “Рага и другие” включают в себя каму (похоть), кродху (гнев), лобху (алчность), маду (высокомерие), матсаргу (зависть), двешу (ненависть), бхайю (страх) и другие отрицательные психические качества. Все они считаются “тонкими” психологическими причинами всех болезней. Живое существо (джива) в духовном мире обладает многими замечательными качествами, унаследованными от Верховного Господа. Однако под влиянием призмы Маха-майи (Великой Иллюзии) они трансформируются в указанные выше отрицательные психические качества и порождают вследствие этою многочисленные болезни, что будет подробно объясняться в дальнейших главах этого канона.

2. Человек, стремящийся к (долгой) жизни, которая является средством для постижения дхармы (закона), артхи (польза) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.

Комментарий. Сукха включает в себя каму (любовь) и мокшу (духовное освобождение). Дхарма, артха, кама и мокша - это пуру-тартха (цели человеческой жизни), осуществление которых - задача каждою человека. (...) Животные, птицы, рыбы, насекомые, растения и другие низшие формы жизни имеют возможность обрести сукху только в низшем проявлении камы, которое включает в себя: наслаждение пищей, сном, сексом и собственной силой (способностью защитить себя в этом мире). (...) У представителей низших видов жизни чувственная сторона жизни занимает основное место, поэтому они извлекают радость от еды, сна, секса и самообороны. Постепенно некоторые виды чувственных наслаждений притупляются, и живое существо желает попробовать новые. Таким образом, кама способствует эволюции душ, находящихся в низших формах жизни.

Человеческая форма жизни – это первая ступень сознательной духовной эволюции. На пути своего совершенствования человек должен опираться на четыре столпа: каму, артху, дхарму и мокшу. В человеческой форме кама играет такую же роль, как и у иных видов жизни, но у неё появляется высший аспект, который даёт человеку возможность очистить и одухотворить свои чувства. Артха означает “дело”, в более широком значении - “польза”. И то и другое понятие тесным образом связаны друг с другом. Дело даёт материальное благополучие и возможность совершенствовать свои чувства, поэтому человек должен культивировать артху. Только тогда он сможет приобрести необходимые материальные блага, дающие определённую социальную независимость и различные возможности для постижения чувств. Более того, если человек не склонен трудиться, он будет деградировать как в социальном, так и в духовном смысле. Эволюция дживы невозможна без артхи. Дхарма означает социальный и религиозный долг. Для того, чтобы реализовать артху более успешно, человек должен трудиться вместе другими людьми, в едином коллективном поле, называемом эгрегором. Любые общности людей, возникающие по родовому, национальному, политическому или религиозному признаку, имеют своё энергоинформационное поле (эгрегор), с которым они постоянно связаны на тонком плане. Через эгрегор человеку даются те, или иные эволюционные уроки, выполнение которых позволяет ему постепенно постигать материальный мир и освобождаться от привязанности к нему. Долг (дхарма) перед семьёй, родом, нацией, страной, обществом, той или иной религиозной традицией побуждается сукхой (благодарностью, радостью). Если не будет сукхи, человек не будет придерживаться артхи и дхармы. Поэтому успешное выполнение эволюционных задач тесным образом связано с сукхой.

Мокша означает “духовное освобождение”. Под этим понятием подразумевается постепенная эволюция сознания, одухотворение живом существа на ею пути к Богу. Переход на более высокую эволюционную ступень также считается мокшой. На конечном этапе этого пути человек достигает ананды (духовного наслаждения). Однако переход камы в ананду процесс постепенный<./i> (с)


!!!
Прям славно про менталитет Индии. И про то КАКЖИТЬ in general.
А больше всего мне нравится, что вот это самое "артха" явно однокоренное с art, искусство. Личное дело человека, которое приносит пользу миру, должно и может быть доведено до степени искусства, да. Ну и обратная сторона: искусство уже достаточно весомое и полезное дело.